30 декабря 1998 года Брин Джонс (Bryn Jones), создатель проекта Muslimgauze, лег в больницу в Манчестере с неизвестным заболеванием. Предполагалось, что причиной болезни, вызвавшей тяжелую форму пневмонии, стало заражение крови очень редкой инфекцией. 14 января в 22.50 Брин Джонс умер. Он был в этом мире недолго (1961-1999), но успел оставить после себя 97 альбомов странной загадочной музыки, которую нам еще предстоит осознать. Я не буду говорить "он был", - я буду говорить "он есть"...

"Проект Muslimgauze был сформирован в 1982 как ответ на вторжение Израиля в Ливан", - говорит Брин Джонс, основатель проекта, его лидер, автор, и единственный исполнитель. Muslimgauze выпускает загадочно-великолепную музыку, огромное количество музыки, в среднем по 5 альбомов в год, не считая синглов и ЕР, - вдохновленный каким-либо событием, случаем или даже фотографией. Воспитанный на музыке Faust, Can и Throbbing Gristle, этот 38-летний британец создал свою субкультуру вне всяких музыкальных прецедентов. Он нашел дело всей своей жизни, и уже хотя бы за это заслуживает уважения.

Музыка Muslimgauze существует вне любого специфического стилистического контекста. "Политическая обстановка в Палестине, Афганистане и Иране - вот все, что влияет на музыку Muslimgauzе" - написано на обложке альбома "Iran" (1989, Staalplaat). До 1989 Брин Джонс выпускал свою музыку в любом формате, кроме CD; некоторые работы с его ранних альбомов вышли на различных компиляциях уже в 90-х годах. До 1993 в формате CD вышли альбомы: "Uzi (The Rape of Palestine)" (1989, Parade Amoureuse), "Intifaxa" (1990, Extreme), "United States of Islam" (1991, Extreme), "Coupe D'Etat / Abu Nidal" (1992, Soleilmoon), "Zul'm" (1992, Extreme).

Музыка Джонса прочно переплетена с политикой. Первый реализованный альбом Muslimgauze, "Kabul" (1983, Product Kinematograph), был реакцией на вторжение СССР в Афганистан; один из самых интересных, "Hebron Massacre" (1995, Soleilmoon, Staalplaat), был написан в ответ на трагедию 25 февраля 1994 в Хеброне. "Hebron Massacre" - 25-минутный крик души, голос кризиса, тревоги, ужаса, террора и траура, - на фоне речей Арафата и сэмплов радио BBC.

При этом, основная часть музыки слабо воспринимается как отражение политических идей, хотя за столько лет Джонс накопил большое количество преднамеренно провокационных интервью и обложек своих альбомов. К примеру, обложка альбома "Betrayal" (1993, Staalplaat) показывает одно известное рукопожатие на лужайке Белого дома 13 сентября 1993. Рука Арафата держит руку Рабина, и на рукаве лидера ООП ясно видна надпись "Предательство". Другой альбом 1993, "Hamas Arc" (подобно "Betrayal", вышедший на Staalplaat) выделяется незабываемым образом двух мусульманских женщин средних лет в черных одеждах, тренирующихся в стрельбе в предместьях Тегерана. Третий альбом 1993, "Veiled Sister" (Soleilmoon), обращается к теме звуков любимого оружия партизанов-террористов Hezbollah: автомату Калашникова и "Катюше" (кстати - Kalashnikov machine gun and Katyusha rocket launcher :)).

Продукция Muslimgauze немного изменилась в 1993-94. Появились четкие настойчивые барабаны и более жесткая перкуссионная электроника. В то время, как четвертый альбом Джонса в 1993, "Vote Hezbollah", "посвященный свободе Палестины", был выпущен на Soleilmoon, - пятый, "Satayjit Eye", был реализован только на DAT кассетах на Staalplaat. Карточка для получения этого альбома прилагалась к CD "Hamas Arc", который, в свою очередь, включил треки из невыпущенного шестого альбома "Shekel of Israeli Occupation". Таким хитрым способом Джонс обеспечил попадание своей музыки только к настоящим почитателям его таланта. Вообще, если бы не Staalplaat, Брин Джонс выпустил бы 50 альбомов на СD, - и скажем 150 на кассетах.

В 1994-95 вышло еще большее количество альбомов, среди которых, помимо "Hebron Massacre", следует выделить "Citadel" (1994, Extreeme), двойной CD "Blue Mosque" (Staalplaat), "Salam Alekum, Bastard" (1995, Soleilmoon) и также двойной "Izlamaphobia" (1995, Staalplaat). Из продукции 1996 наиболее интересным (на мой взгляд) является альбом "Azzazin" (Staalplaat), представляющий собой minimal acid с наложенными на него немного нетипичными полусинтетическими барабанами. В этом альбоме Джонс практически не использует арабский этнос, создавая образ некой "кислотной пустыни". Про такую музыку обычно говорят "очень на любителя". В 1996 продукция Muslimgauze стала настолько заметным явлением, что лэйбл Staalplaat выпускает двойной альбом ремиксов "Occupied Territories" от таких коллективов, как O Yuki Conjugate, Nonplace Urban Field, Zoviet France, Panasonic и других.

Среди семи CD 1997 основной, и одной из самых концептуальных за весь период творчества, работой Джонса является альбом "Narcotic" (Staalplaat). В нем в полной мере отразилось умение музыканта понимать арабскую культуру. При прослушивании альбома воображение рисует знойную палестинскую землю, быт арабов и их культуру. Muslimgauze очень удачно использует вокальные и речевые сэмплы, собирая их, как мозаику, в четкую структуру с помощью разнообразных традиционных восточных ритмов.

В 1998 Брин Джонс как никогда много работал. Вышли интересные альбомы и сборники. Его друзья вспоминают, что он не раз говорил о желании оставить после себя как можно больше музыки, словно предчувствуя скорую смерть. Staalplaat объявил, что оставшейся нереализованной музыки Muslimgauze хватит на большое количество релизов до мая 1999. Джонс всегда говорил о своем проекте "Мы", как бы впуская нас в свой замкнутый мир, делая нас участниками его музыкальных путешествий. Muslimgauze не является мусульманином. Более того, он никогда не был на Ближнем Востоке. "Я не могу поехать", - говорит Джонс. "Я не думаю, что смогу посетить оккупированную землю. Это - принцип. Только когда она снова будет свободной".

Музыка Muslimgauze, вдохновленная кораном и чистой политикой, стремится к утопическому миру вне времени и пространства. Вы можете плыть или лететь скозь эту субстанцию, позволяя своей башне уноситься в верхнии слои атмосферы, представляя себя в любом доступном воображению месте. Джонс, используя синтезатор, разнообразные этнические барабаны, голоса и звуки, взятые Аллах знает откуда, конкретно выражает свое звуковое присутствие, оставляя при этом место рядом с собой, - для слушателя.

Исчезающий и вновь появляющийся бит создает состояние близости к окружающему арабов миру, делая нас, европейцев, не только свидетелями, но и участниками событий в чуждой нам по культуре стране. В то время, как ambient музыка с помощью ленивых ритмов и долгих тем пытается насильно расслабить слушателя, навязчивые музыкальные идеи Muslimgauze, оперируя оголенными инстинктами, горячим потоком охватывают Вас пусть мнимым, но чувством солидарности с угнетенным народом.

И Вы снова ставите музыку Muslimgauze, надеваете наушники и вновь погружаетесь в мир этого странного человека, которому есть что сказать.

И становится понятным, что, на самом деле, он жив...

frodo [www.electrosound.ru]


Muslimgauze был широко и хорошо известен. Под этим именем за 15 лет деятельности Брин издал свыше 90 LP и большое количество 12"/7"/Minidisk/CD/Minicd/.... Его музыка состояла из перкуссии, расcказывающей истории... ее можно было охарактеризовать не проще, чем "dark/ minimal/ romantic/ enlightening/ twisted/ harsh/ brutual/ soft/ etheral/ ambient/ lush/ intense". Брин вдохновил так много музыкантов... и находился на пути к вершинам музыки. Muslimgauze... Можно рассказывать еще долго и долго: но лучше всего посетить cайт, который в течение долгого времени поддерживает и обновляет друг и соратник Muslimgauze Терри Беннет (Terry Bennet) - http://www.pretentious.net/muslimgauze

Но вы, не знающие ничего о Muslimgauze - пожалуйста, потратьте минуту своего времени и загляните на сайт... и попробуйте понять, что такое Muslimgauze. Каждый человек, которому я когда-либо ставил Muslimgauze, бывал действительно заинтригован...

И еще одна вещь для фэнов... Остались неизданные записи Брина... они в разных местах... И его семья будет прилагать усилия, чтобы собрать и издать их.

Steve Longman (из письма на список рассылки Coil)"

Кто-то говорил про него, что он ирландский террорист, кто-то, что он боевик Организации Освобождения Палестины, а кто-то и вообще, что Muslimgauze это группа арабских музыкантов-электронщиков. Кто-то наоборот утверждал, что вся его любовь ко всему арабскому не более, чем показная - просто удачно придуманная скандальная фишка, позволяющая постоянно поддерживать культовый статус. Теперь это уже все не важно. Брин Джонс больше не запишет ни одного альбома и не произведет ни одного скандала, а его имя, вне зависимости от чьего-то мнения, навсегда останется культовым. Я не был особенно знаком с его философией и с его политическими убеждениями. Знал только, как и все, что он имеет большое пристрастие ко всему, что исходит из мусульманского мира, что деньги, вырученые от продажи некоторых альбомов переводились на счета различных фондов арабских радикальных организаций, что он неоднократно заявлял о своей симпатии к ливийским и палестинским террористам, к людям, устроившим взрыв в World Trade Center, к чеченским боевикам... Теперь это тоже уже не важно.

За 15 лет своей музыкальной деятельности он произвел на свет более девяти десятков альбомов, постоянно опережая на пол шага, а то и на шаг модные веяния в мире электронной музыки. И постоянно оставаясь при этом полностью узнаваемым и стопроцентно идентифицируемым. Он прогрессировал от эмбиента до скрежещущего и скрипящего IDM, через всю его музыку проходят великолепные восточные мотивы и безумные, трансовые, одному только ему присущие перкуссионные ритмы.

Мне не очень нравилось то, что он делал в последние годы, на мой взгляд он слишком увлекся сэмплерными штуками и модными ломаными ритмами. Самых ранних его альбомов я не слышал вообще. Больше всего мне нравилась его музыка первой половины 90-х. Говорили, что новые его вещи будут более близки к музыке того периода - я с нетерпением ждал их выхода. Но что бы там ни было, я поставил бы ему памятник уже только за "United States of Islam" и "Vote Hezbollah". Это далеко не единственные его альбомы, которые я люблю и могу слушать бесконечно, но для памятника достаточно даже и их.

В начале января должен был выйти альбом его ремиксов на музыку московских Виды Рыб - я так и не знаю, вышел ли он, выйдет ли вообще... Но я ставлю его на кассете, слушаю так внимательно, как, пожалуй, не слушал ни разу до этого - все теперь звучит совершенно по другому... Нет, не просто из-за смерти, а из-за того, что это - последнее. Само слово "последнее" придает звучанию некий жутковатый оттенок. Конечно, там нет того, что я пытаюсь услышать...

Я не мусульманин и не верю в Аллаха. Я даже не знаю, верил ли в него Брин Джонс. Я вообще не знаю, во что он верил и верил ли во что-то. Я не знаю, как он хотел бы, что бы были обставлены его похороны, какой ритуал он хотел бы. Я просто ставлю еще раз "United States of Islam", одеваю наушники и молча слушаю музыку, которой больше никогда не будет.

Дмитрий Толмацкий




savour@list.ru
Сайт создан в системе uCoz