ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ, ЧАСТЬ 4: ИСЛАМ

Ислам – самая близкая к нам по времени возникновения мировая религия. Она сформировалась в V в. н. э. В настоящее время распространена в Азии, Северной и Центральной Африке и частично в Европе. В мире насчитывается около 1 миллиарда мусульман и, по прогнозам специалистов, в ближайшее время их число возрастёт примерно на 30%. В нашей стране ислам исповедует около 10% верующего населения: татары, башкиры, народы Северного Кавказа.
Ислам не только религия, но и система государственно-правовых и моральных норм, канонов культуры, идеология целого ряда политических движений. В свете событий на Северном Кавказе изучение истории и современного состояния ислама приобретает ещё более актуальное значение.
Ислам возник в Аравии, у арабов, племён семитской семьи народов, где в это время господствовавшей религией была одна из форм древней семитской веры с повсеместным распространением алтарей разных богов и богинь. Арабы верили в астральных (звёздных) богов, богов покровителей природных сил. Существовал и культ единого верховного бога – отца всех богов. Его называли Аль-иллах. Был и общий культовый центр – храм в Мекке, где стояли идолы всех племенных богов и находился общий предмет почитания – Чёрный камень, упавший, согласно легенде, с неба.
Большинство арабов были кочевниками, и их вера в человеческие добродетели была сильнее, нежели в божественную силу. Они верили в то, что всё происходящее с ними предопределено Судьбой, являющейся, по их разумению, не существом, которому поклоняются, а простым “ходом событий”.
Ряд племён полностью или частично, принял христианство, имелись иудаистские общины в Медине и иных местах западной Аравии. Так что большинству арабов были знакомы идеи христианства и иудаизма. На основе соединения некоторых положений христианской и иудейской религии с традиционными верованиями арабов возникла религия “ханифизм”, однако она не стала всеобщей, ибо для этого было необходимо, чтобы она была самобытной (исходила от арабов) и последовательной, то есть не смешивалась ни с какими другими религиями. Такой религией и стал ислам.
Ислам возник, впрочем, не среди кочевников, а среди городских мещан, занимавшихся торговлей. К концу VI столетия купцы из Мекки добились монополии на торговлю с народами, населяющими берега Индийского океана и Средиземного моря, и верблюжьи караваны начали обходить западное побережье Аравии. В Мекке находился древний центр паломничества, а вся прилегающая местность являлась священной. Это благоприятствовало развитию торговли, но богатство, плывущее в Мекку, вызывало социальные трения.
С VI в. н. э. Византия и Персия вступили в борьбу за монопольное владение выгодными торговыми путями. Часто она имела вид вооружённых стычек, и стороны привлекали арабские племена, чтобы заблокировать торговую деятельность конкурентов. Караванные пути Аравии становились всё более и более опасными, и купцы предпочитали направлять караваны более длинным, но менее опасным окружным путём. Таким образом, основной источник дохода арабов, привыкших к обслуживанию караванных путей, иссякал.
Выход арабская знать видела в завоевательных походах, призванных пополнить источник доходов за счёт военной добычи, однако для этого нужно было объединить все племена под властью одного вождя и на основе единой идеологии. Такой удобной идеологией и стал ислам.
Основателем ислама считается пророк Мухаммед (согласно иудейской, христианской и мусульманской религии, пророк - это человек, якобы удостоившийся беседы с Богом и получивший задание открыть его волю людям).
Мухаммед – реальная историческая личность, жизненный путь его изложен в одном из источников вероучения ислама – Сунне. Согласно Сунне, Мухаммед родился в Мекке в 570 г. Рано осиротел и вынужден был зарабатывать на жизнь, участвуя в караванных переходах. Благодаря своим способностям уже в юности стал караван-баши (начальником каравана) и прославился своим умением быстро и без потерь доставлять караваны к месту назначения. Среди своих заказчиков он приметил умную и предприимчивую женщину по имени Хадиджа и вступил с нею в брак, став солидным и уважаемым гражданином Мекки. Однако сытая, бездуховная жизнь его не удовлетворяла, и в возрасте 40 лет Мухаммед пережил глубокий душевный кризис, уверовав в то, что его предназначение не в подобной жизни. Уйдя в пустыню, он долго постился и молился, и в результате ему привиделся ангел Джебраил (Гавриил), который прочитал принесённый из рая Коран (священную книгу мусульман) и поведал о воле Аллаха, приказавшего Мухаммеду проповедовать Коран людям. Естественно, он не мог ослушаться.
Вернувшись в Мекку, основатель ислама призвал возлюбить бедных и посвятить свои жизни служению богу. Жители Мекки отнеслись к его новой деятельности по-разному: бедные чрезвычайно сочувственно, а богатые резко отрицательно и даже пытались его убить, считая опасным бунтовщиков. Мухаммед был вынужден, как в своё время семейство Иисуса Христа, бежать. Он и 70 семейств, вставших на его сторону, отправились в Медину. Это бегство (по-арабски – “хидджа”) стало началом мусульманской эры.
В Медине к нему отнеслись сочувственно, поскольку помнили его как житейски мудрого человека и многоопытного караван-баши. Как нельзя кстати пришёлся он и в качестве посредника, поскольку мединцев раздирала вражда между двумя группами родов из-за раздела имущества, внешне проявлявшаяся в спорах религиозных, поскольку одни были иудеями, другие придерживались традиционных арабских верований.
Мухаммед предложил принцип решения разногласий и закон, регулирующий межродовые отношения (определение доли наследства при отсутствии завещания, запрещение кровосмесительных браков и т. д.). Большинство населения признало справедливость предлагаемого, а поскольку Мухаммед утверждал, что он выполняет волю Аллаха, то сторонники арабской религии признали его пророком Аллаха. Иудеев, отказавшихся подчиниться новоявленному пророку, Мухаммед частью (два рода) изгнал из Медины, а частью (мужчин третьего рода) приказал убить.
Число сторонников новой религии росло, они стали называться мусульманами (араб. – “желающие стать истинно верующими”), а новая вера получила наименование ислам (араб. – “покорность”). Когда у Мухаммеда собралось достаточно много людей, выяснилось, что он не забыл изгнавших его мекканцев. Война была его ответом. После нескольких побед (в 630 г.), Мухаммед продиктовал им условия мира: признать его пророком и принять ислам. Условия были приняты. Из храма Кааба выбросили языческие символы и сделали главной мусульманской святыней.
В 632 г., после смерти пророка Мухаммеда, духовным и светским главой мусульман стал назначенный им халифом (араб. - “преемником”) его тесть Абу-Бекр, а после гибели последнего власть захватил сподвижник пророка (однако уже не родственник), а выходец из рода Омейя – Омар. Возглавляемое им политическое объединение стало именоваться арабским халифатом. Объединив под своим началом арабские племена, Омар начал завоевательные походы. Арабы захватили земли Византии и Персии, в 640 г. Сирию и Палестину, в 642 г. – Египет, в VIII в. – Северную Африку, Пиренейский полуостров, Закавказье и Среднюю Азию. На этом их военный потенциал был исчерпан: они потерпели ряд чувствительных поражений и стали закрепляться на завоёванных землях.
Дальнейшее распространение ислама происходило с помощью странствующих проповедников и купцов, они принесли веру в Аллаха в Центральную Африку, Индию, Малайзию, Поволжье. Тактика везде была сходная: прежде всего обратить в ислам правящую верхушку и уже с её помощью влиять на местное население. К существующей на данной территории вере мусульмане относились терпимо, однако облагали верующих повышенным налогом, заставляли носить особую одежду, запрещали занимать государственные должности.
В самом арабском халифате велась бескомпромиссная политическая борьба между сторонниками родственников Мухаммеда и сторонниками рода Омейя. В 644 г. власть захватил халиф Осман из рода Омейя. Приверженцы претендента на халифский престол потомка Мухаммеда – Али – организовали мятеж кочевых племён, придали ему религиозно-политическую окраску и на этой базе создали шиитское движение (араб. –“партия, группировка”).
Шииты провозгласили, что главой мусульман может быть лишь потомок Али, поскольку наследует от самого пророка Мухаммеда безгрешность в толковании Корана. Они отказались признавать те части Сунны, в которых не говориться о жизни их лидера Али, толкование Корана у них весьма иносказательно и в верованиях много мистических черт. Так, они верят, что последний 12-й преемник Али был взят на небо живым и теперь правит верующими через шиитских духовных лиц (аятолл, муджтахидов, имамов). В настоящее время шиитов в мусульманстве меньшинство – около 10%.
Шиизм разделился ещё на множество сект. Когда в 656 г. усилиями шиитов халиф Осман был убит, а на престол был возведён Али, то он был готов на компромисс с омейядами, однако радикалы были против, отделились от Али и создали течение хариджитов (араб. – “восставшие, отделившиеся”) под лозунгами: за социальное равенство, общее владение землёй, справедливый раздел военной добычи, всеобщие выборы халифа.
Когда Али за пьянство и разгульный образ жизни лишил права наследования престола своего старшего сына Исмаила, последний стал лидером хариджитов, что значительно укрепило их позиции. Они провозгласили Исмаила последним законным преемником Мухаммеда и стали называться исмаилитами. Эта секта до сих пор существует в исламе и отличается воинственностью, жёсткой дисциплиной, радикализмом в социальных и религиозных вопросах. Их сейчас около 20 миллионов человек и это один из основных источников международного терроризма. Большинство мусульман даже избегает общения с исмаилитами.
В 664 г. один из хариджитов убил Али и престол вновь захватили Омейяды. Столица арабского халифата была перенесена из Мекки в Дамаск. Шииты несколько раз поднимали восстание, но терпели поражение. В одном из них был убит последний прямой потомок Мухаммеда – Хусейн.
В начале VIII в. в борьбу с Омейядами вступил ещё один род, имеющий связь с Мухаммедом – Аббасиды. Победив, они перенесли столицу в Багдад. При них основная часть мусульман примкнула к течению суннитов. Сунниты отделили систему правоверного исламского богословия (калам) от мусульманского права (шариат). Шариат (араб. – “путь к водопою”), сейчас понимается как правильный религиозный путь.
В IX в. начинается распад халифата на независимые государства: Египет, Тунис, Алжир, Мавританию. Была восстановлена государственность в Средней Азии и Закавказье.
В 935 г. халиф был лишён светской власти, которая перешла в руки эмира. Земельные владения халифов были конфискованы, это означало окончательную ликвидацию Арабского халифата.
Однако у халифата вскоре появился преемник – Османская империя. Она сформировалась на другой этнической основе, но с сохранением религиозной преемственности.
Дело в том, что в середине VI в. н. э. в Алтайских горах и степях Семиречья складывается мощное племенное объединение тюрок, начинает формироваться государственность. В VIII в., поддавшись на пропаганду арабских проповедников, они принимают ислам, а в Х в. начинается их экспансия в западном направлении. Им не составило особого труда завоевать ослабленный внутренними раздорами Арабский халифат. Поскольку правовую основу государственности у них составлял шариат, они легко приняли местную структуру управления: вожди племён стали эмирами, шариат - основой законодательства.
В XIII в. эмир Осман объединил под своей властью разрозненные тюркские эмираты и создал могущественную Османскую империю, создав постоянную угрозу всему христианскому миру, поскольку одной из основных целей империи было распространение ислама по всему миру. Османы завоевали страны Южной и Восточной Европы (Грецию, Болгарию, Сербию, Венгрию, Румынию, Молдавию), вассалом Османской империи стал Крым, крымские татары – мусульмане – стали постоянной угрозой российским границам и всему югу России. Во всех завоёванных странах усиленно насаждался ислам. Методы были самые разнообразные: экономическое, политическое, идеологическое давление и прямые вооружённые действия, сопровождаемые крайней жестокостью. Часто местным жителям предлагался ультиматум: “ислам или полное уничтожение”. Действия турок-османов были причиной и внутренних трений в странах Южной Европы: раздел проходил по линии принятия или непринятия ислама (так было в Югославии).
В ХIХ в. архаическое политическое устройство Османской империи, отразилось на её экономике, и она пришла в состояние полного упадка, чем не преминули воспользоваться европейцы, быстро установив абсолютный контроль над её экономкой и политикой.
Это положение не устраивала молодых турецких политиков, понимавших, что без избавления от прямого вмешательства религии в политику перспективы развития у государства нет. В начале ХХ в. в Турции происходит революция, во главе которой встаёт молодой, честолюбивый политик Кемаль, прозванный Ататюрком (отцом турок). В результате революции Турция стала светским государством. Политическое, а затем и экономическое развитие значительно ускорились.
Однако не все приняли новую концепцию развития. Приверженцы сугубо религиозного государственного устройства объединились вокруг движения ваххабитов, возникшего ещё в конце XVIII в. в Аравии. Движение получило название по имени его основателя Мухаммеда ибн Абд-аль-Ваххаба. Этот мулла завоевал авторитет, выступая за очищение мусульманской веры подданных Османской империи от влияния “неверных”, за сохранение традиций. К числу неприемлемых изменений он относил европейскую одежду, латинский алфавит, веру в святых и т.д.
Идеями ваххабитов воспользовался в ХХ в. Абд-аль-Азиз ибн Сауд, лидер борьбы за политическую независимость Аравии. Борьба его и его сторонников после объединения Хиджаза и Неджда, считавшихся до этого отдельными государствами под личной унией ибн Сауда, с другими областями увенчалась созданием в 1932 г. самостоятельного государства, которое было названо именем лидера, ставшего королём, Саудовская Аравия. Идеологической основой новой державы стал ваххабизм, а законодательной базой – законы шариата. До сих пор Саудовская Аравия – мощный идеологический и экономический резервуар фундаменталистского движения во всём мире. Бандитская война, ведущаяся в российском Закавказье, была бы невозможна в таких масштабах без поддержки Саудовской Аравии.
Какое же место занимает ислам в России? Когда в VIII – IХ вв. арабы захватили территорию Азербайджана и Средней Азии, они принесли ислам с собой, позже (уже мирным путём), он распространился на землях Волжской Булгарии и в районах проживания кочевников – печенегов и половцев. Была попытка оказать влияние и на славян, однако ислам был отвергнут Владимиром Святым. Он предпочёл христианство, “греческую веру”. По преданию, записанному в “Повести временных лет”, он якобы сказал: “На Руси есть веселие пити, не можем бес того быти”.
Не поддались славяне и в период татаро-монгольского нашествия, хотя ислам был одной из наиболее распространённых систем в монгольском государстве. В 1326 г. хан Узбек даже провозгласил ислам государственной религией Золотой Орды, что способствовало развитию феодальных отношений и дроблению государства. Противодействие этому процессу приводило даже к тому, что часть монгольских правителей принимала московское подданство, и селилась на русских землях, некоторые их них переходили в христианство.
В последствии российское правительство никаких притеснений из-за верований мусульманам не чинило. Конечно, попытки обратить мусульман в православие были, однако исключительно мирным путём (например, раздачей подарков принявшим христианство, возможностью занимать знатным выкрестам высокие должности). Часть татар обратилась в христианство, и сейчас они даже образуют особую этническую группу кряшенов. Благодаря такой политике, крупных конфликтов на религиозной почве Россия не знала. Более того, во время борьбы с польскими и шведскими интервентами в начале XVII в. Москву освобождали вместе с русскими ополченцами татарские и башкирские отряды.
В XVIII в. ислам в России уже официально получил статус покровительствуемой религии. Мусульмане свободно строили мечети, медресе (религиозные учебные заведения), совершали культовые обряды, печатали религиозные книги. Мусульмане, состоящие на военной и государственной службе, получали чины и награды наравне с православными. Интересно отметить, что с наград и знаков различия, предназначенных мусульманам, убиралась христианская символика, дабы не оскорблять их религиозных чувств.
Ислам стал знаменем сопротивления народов Кавказа попыткам России покорить эти гордые горские племена. Под лозунгами ислама народы Чечни и Дагестана вели партизанскую войну против русских войск.
Освободительную борьбу возглавил имам Шамиль, пользовавшийся у горцев Северного Кавказа непререкаемым авторитетом. Основу его войск составляли исмаилиты, а активную помощь оказывала Англия, стремившаяся установить свой контроль над Кавказом и Закавказьем. Шамиль создал теократическое государство имамат, но просуществовало оно не долго. После установления контроля России над Закавказьем помощь англичан прекратилась, российские мусульмане, благодаря правильной тактике правительства, горцев Шамиля не поддержали. Ему пришлось сдаться русским войскам. И тут русское правительство поступило мудро: оно сделало всё, чтобы Шамиль мог “сохранить лицо”, что для гордых горских народов чрезвычайно важно. Вождь горцев смирился и провел в почетном плену остаток своих дней.
В советское время ислам, как и все другие религии, был объявлен пережитком буржуазного сознания и подвергся гонениям со стороны атеистов, поддерживаемых правительством. Многие культовые сооружения были разрушены, большая часть оставшихся перестала использоваться для отправления культа, превратившись в музеи, библиотеки, детские сады, административные здания, а иногда и в постройки сельскохозяйственного назначения.
Советская школа не учитывала религиозные традиции. В месяц поста, рамазан, нагрузки на школьников, естественно, не снижались, и дети учились голодные и невыспавшиеся. Общественное мнение и государственные законы осуждали бытовые и семейные традиции мусульман (многожёнство, ношение женщинами паранджи, кровавые жертвоприношения по праздникам и самоистязания правоверных). Медики решительно выступили против обрезания, считая эту традицию вредной для здоровья детей.
Мусульманское духовенство СССР постепенно смирилось. Перестало требовать обязательного обрезания, разрешило соблюдать пост по мере возможности. Изменилось положение женщины, она стала играть всё большую роль в общественной жизни, образовательный уровень женщин Востока значительно повысился, они стали занимать видные общественные и государственные посты. Заметны стали женщины и в религиозных организациях.
Сегодня в России ислам переживает процесс возрождения. Восстанавливаются культовые сооружения, печатается религиозная литература. Исламские праздники в ряде регионов приобрели государственный статус. Однако поднимает голову и исламский экстремизм, который, хотя и отвергается большинством верующих и служителей культа, однако в значительной мере отрицательно влияет на политико-психологический климат в стране и омрачает взаимоотношения между народами России.
Каковы же основные источники и положения вероучения и культа ислама? Источниками вероучения являются Коран и Сунна.
Коран является священной книгой мусульман. Она считается откровением бога, точным воспроизведением оригинала, выгравированного на пластине в небе, который существовал извечно. Слово Коран по-арабски означает “читать” или “декламировать”. Это связано с тем, что в книге записана речь Аллаха, которую Мухаммеду велено было огласить. Изначально Коран был написан на священном арабском языке, поэтому все мусульмане, независимо от национальности, читают Коран только по-арабски.
В Коране 114 глав (сур). Они расположены по уменьшению объёма: самые длинные – в начале, более короткие – в конце. Не соблюдены ни хронологический, ни тематический принципы. Это, скорее всего, собрание разнородных стихов, написанных в разные периоды жизни Мухаммеда. Сура делится на стихи – аяты (араб. – “знамение, чудо”). Коран содержит не только религиозные догмы, но и государственно-правовые и моральные нормы, а также каноны искусства. Он регламентирует все стороны жизни человека, семьи, общества и государства.
Сунна представляет собой сборник рассказов о жизни пророка Мухаммеда и некоторых его преемников. Цель Сунны – дать верующим пример практического применения норм, установленных Кораном.
При всём многообразии верований все течения ислама объединяет признание следующих постулатов:
  • нет Бога, кроме Аллаха;
  • Мухаммед является пророком Аллаха;
  • хотя до Мухаммеда были пророки (Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус Христос), но Мухаммед выше их всех;
  • у Аллаха есть подчиненные ему духовные существа – ангелы и джины;
  • в последний день мёртвые воскреснут и получат воздаяния за свои дела;
  • каждому человеку Аллах заранее предначертал его судьбу;
Мусульманские представления о Боге заимствованы из Библии, однако, Аллах представляется существом с чисто человеческими качествами: он гневается, прощает, одних любит, других ненавидит, но в несравненно большей мере, чем человек.
Мир, как и в Библии, якобы сотворён Аллахом за шесть дней. Каждый элемент мира Аллах творил повелением: “Будь!”, так же, как Господь у христиан, однако христианский Бог открыто радовался качеством того, что сотворил, приговаривая: “Это хорошо!”. Аллах более сдержан. Но вот человека он ценит выше: этому его творению должны служить ангелы, в христианстве же человек является только царем зверей и скотов. По мнению учёных, ангелы заимствованы в Коране из языческого пантеона, поэтому среди мусульманских ангелов присутствуют защитники человека, покровители домов, охранители могил и т.д.
По учению ислама мир должен погибнуть и концу света будет предшествовать приход на землю всех пророков, бывших до Мухаммеда. Люди распределятся между адом и раем. Мусульманский ад похож на пустыню – там вечная жара, пыльные бури и жажда. В раю – прохлада, обилие воды, зелень, роскошная одежда, вкусная еда и прекрасные гурии. Для мужчин. А для женщин? В описании загробной жизни ярко проявились представления кочевника о благе и несчастье, поскольку нужды и чаяния кочевников прекрасно знал караван-баши Мухаммед, поведавший о рае и аде.
Моральные заповеди ислама считаются его приверженцами приемлемыми для всех времён и народов, да и что можно возразить против требования поступать справедливо, быть щедрым, помогать бедным, проявлять трудолюбие, скромность и терпение. Однако выполнять эти заповеди, как считают апологеты ислама, следует не потому, что они разумны и справедливы, а из покорности Аллаху.
В этом подходе кроется догматизм и абсолютизм мусульманской морали, поскольку волей Аллаха можно оправдать завоевательные войны, издевательства над неверными, жестокость и многое, многое другое.
Мусульманское вероучение сложно и запутанно, поэтому в полном объёме доступно лишь узкому кругу образованных лиц – богословам, юристам, знатокам и толкователям Корана. Для простых верующих достаточно выполнение пяти простых и доступных норм, которые называются “столпами ислама”:
  • Намаз – исповедание веры. Исламский кодекс поведения основан на прочном фундаменте открытого признания догмата, именуемого Шахада. Это убеждённость в послушании Богу и следование заветам пророка. “Клянусь, что нет бога, кроме Аллаха, что Мухаммед пророк его”. Словами Шахады созывают мусульман во всём мире для молитвы, и смысл их есть сущность молитвы и мысли.

  • Салят – совместная пятикратная молитва в течение дня в точно установленное время. Коран призывает: “Крепко держитесь все вместе на пути Аллаха и не разделяйтесь…”. Салят – проявление и символ мусульманской веры, литургическая форма молитвы, соблюдение которой является долгом каждого мусульманина.

  • Закят – обряд раздачи милостыни. “О, уверовавший, выполняй салят и отдавай закят”. Шариатом подробно оговариваются суммы, которые должны отчисляться от разных видов собственности, но современная практика упрощает их стоимость до годового процента размером 2% от личного денежного бюджета.

  • Саум – пост в течение святого месяца – рамадана. Он служит четвёртым столпом ислама. От пищи и питья воздерживаются в светлое время суток на протяжении всего месяца, с раннего восхода до заката. Это, пожалуй, наиболее выраженный общинный обряд в исламе. Мухаммед говорил, что из всех обязанностей души именно саум любим богом, ибо он во время поста наиболее заметен.

  • Хадж - является пятым столпом ислама и долгом верующего мусульманина, подлежащим исполнению хотя бы раз в жизни. Это паломничество в Мекку и её окрестности. Его можно осуществить в любое время года, но это будет малое паломничество. С двенадцатым месяцем календаря, (зуль-хиджжа), наступает время великого паломничества. Все паломники прибывают в Мекку в белой одежде в знак ритуального очищения и совершают целый ряд торжественных обрядовых действий.

В качестве “шестого столпа ислама” иногда выделяют “борьбу за веру”, то есть действия, направленные на обращение в ислам приверженцев других религий и неверующих. Эта борьба может проходить в военной форме (джихад) и мирной (газават), причём газават подразумевает стремление мусульман превзойти неверных в нравственности, образованности, коммерческом успехе и т.д.
Культ в исламе имеет основную цель объединить мусульман. Собственно религиозных действий в неё мало. Считается, что Аллах не нуждается в действиях, направленных на выявление преданности ему или угождение, а всё это делается лишь из покорности воле Аллаха. Например, пятикратная молитва - это признак покорности Богу. Это действо коротко, оно занимает не более пяти минут и состоит из омовения, намаза, 2 – 4 земных поклонов с возвеличиванием Аллаха и чтения нескольких стихов из Корана. На этом личные религиозные обязанности мусульманина и заканчиваются.
Общественных религиозных обязанностей больше. Так, каждое более или менее значительное событие в жизни верующего (рождение, обрезание, совершеннолетие, брак, получение повышения по службе и т. д.) сопровождается принесением жертвы, размер которой зависит от величины кошелька жертвователя и его религиозности. Как правило, забивают барана или нескольких, важно отметить, что мясо жертвенного животного обычно раздаётся бедным, раздаётся также и милостыня. Всё это сопровождается молитвами, в которых содержатся просьбы к Аллаху благословить виновника торжества. В назидание собравшимся читаются и поучения из Корана (фитва).
Мусульманские праздники делятся на три категории:
  • Собственно религиозные: ураза-байрам – завершение поста, дни памяти пророка Мухаммеда (рождение, бегство в Медину – мусульманский Новый год). Мусульмане – шииты почитают также дни памяти своих героев – мучеников за веру (имамов Али, Исмаила, Хусейна и др.).

  • Праздники единства мусульман всего мира: зуль-хиджжа (месяц паломничества), правоверный, совершивший хадж в этот месяц, получает почётное название – хаджи, он пользуется большим авторитетом. В день, который паломники проводят , стоя на горе Арафа, где по преданию Мухаммед получил Коран, остальные мусульмане постятся. В день принесения паломниками жертвы в храме Кааба, мусульмане всего мира также приносят жертвы. Всё это даёт мусульманам чувство единого народа.

  • Третья группа праздников связана с древними языческими временами и обычаями, к ним, например, относится навруз-байрам – праздник урожая.

Служители культа в исламе многочисленны и их функции разнообразны. Муллы (араб. – “верующие”), ещё их называют имамы (учителя) произносят проповеди, обучают верующих, высшие муллы имеют право толковать Коран. Муфтии (судьи) судят верующих по законам шариата. Кроме того, к духовенству относятся муэдзины, которые с минаретов призывают людей к молитве, а также специалисты по обрезанию, принесению жертв, чтению Корана.
Мусульмане имеют не только духовные, но и материальные святыни: тексты Корана, храм Кааба, могилы святых людей (мазары), которым народные поверия приписывают чудодейственную целительную силу (правда не всё духовенство приветствует почитание мазаров).
Важной стороной ислама является то, что он больше других религий занимается вопросами земной жизни человека. Мусульманское государство и право имеет сугубо религиозную основу. Вопросы государственно-правового устройства в исламе приравнены по значению к религиозным догматам. Священный закон ислама носит название шариат. С отделением мусульманского права от религиозного учения (IX в. н. э.) правовыми вопросами стали заниматься специальные люди – муфтии. Однако источником мусульманского права продолжают оставаться Коран, Сунна, согласие мусульманской общины или её наиболее авторитетных членов (ижма), или вывод по аналогии из вышеперечисленных источников (кияс). Эти выводы имеют право делать только люди, получившие на это специальное разрешение (иджтихад). Ориенталистами, однако, доказано, что исходный материал шариата – это доисламское право практического прецедента (и даже кодифицированное) и административных методов начального ислама, систематизированного усилиями ученых-правоведов.
Шариат обычно делят на пять категорий:
  • что заповедано богом;
  • что рекомендовано богом, но не является строго обязательным;
  • что богом осуждено, но не подвергнуто явному запрещению;
  • что бог категорически запретил;
  • что оставлено богом безразличным в правовом отношении.
Сфера применения шариата намного шире, чем у любой другой концепции права, потому что он охватывает все стороны жизни. Безусловно, значительная часть этого права не может быть исполнена ни одним человеческим судом, а должна быть предоставлена суду вечности. Но поскольку, как считают мусульмане, шариат – божественное откровение, то каждый – от халифа до раба – обязан приложить все усилия, чтобы ему соответствовать. Человек может руководствоваться по своему разумению лишь теми правилами и законами, которые были оставлены Аллахом “юридически нейтральными”. Шариат не является систематизированным или стандартизированным сводом законов, ученые-правоведы толкуют соответствующие места Корана по своему усмотрению, часто прибегая к аналогии. Понимание шариата у суннитов вполне может не совпадать с пониманием его у шиитов и хариджитов.
Большинство мусульманских стран сейчас имеют светские кодексы во всех сферах, кроме семейного права, которое, как они настаивают, должно хранить отличительные особенности ислама. Но даже и оно кодифицировано (целиком или частично) так, что применимо в современной жизни.
Исламское фудаменталистское движение выступает за безусловный перевод законодательства своих стран на основу шариата, однако, полное возвращение к законам, сформулированным ещё в эпоху раннего средневековья, сейчас неприемлем, ибо они не в состоянии учесть современные социальные, политические, идеологические и технологические изменения.
Мусульманская культура внесла значительный вклад в развитие мировой цивилизации. Арабским математикам принадлежит приоритет в создании алгебры, это они первыми предложили использовать символы для обозначения неизвестных величин. Им даже удалось рассчитать диаметр и окружность Земли с точностью, удивляющей сегодняшних учёных. Используя индийскую десятичную систему с нулём, арабы усовершенствовали её и донесли до европейцев. В Европе десятичная система считается арабской, а арабское слово “сифр” (пустой) модернизировалось в европейское “зеро” (нуль).
С древнейших времён в пустыне основой ориентации служили звёзды, и это дало толчок к астрономическим наблюдениям и выявлению глобальных закономерностей. До сих пор астрономия пользуется арабскими терминами “зенит”, “азимут”, “надир” и пр. Арабские путешественники внесли значительный вклад в развитие географии. Они составили подробные карты стран, где бывали, нанесли на них крупные города, реки и главные дороги.
Арабы достигли потрясающих успехов в медицине. Они основательно изучили анатомию человека, постигли принцип кровообращения. Им были известны методы лечения целого ряда тяжёлых заболеваний, в том числе оспы, способы обезболивания. Абу Али Ибн Сина (Авиценна) почитается, наряду с Гиппократом, как один из основателей современной медицины. Труды его (философа и врача) служили в качестве важнейшего учебника в университетах Европы вплоть до XVII столетия.
Мусульмане считали Аллаха непостижимым и недоступным, как и мир, им созданный. Как же это согласуется со столь точным и детальным его изучением? Толчком к развитию мусульманской науки, зачинателем которой считается Мамун, бывший с 813 по 833 г. халифом Багдада, послужило сновидение, которое дало ему “сверхъестественный” стимул. Во сне Мамуну явился дух Аристотеля (естественно, что халиф прекрасно знал его сочинения), доказавшего халифу, что между религией и разумом нет противоречия. Поэтому не обременённый больше никакими колебаниями Мамун распорядился построить Дом мудрости – библиотеку. Здесь были собраны и переведены на арабский язык труды греческих, персидских, индийских учёных, а извлечённое при этом знание – исследовано, воспроизведено и развито.
Отправной точкой и основой исламского знания явилось греческое учение о том, что за зримым хаосом Вселенной скрыт порядок, подвластный человеческому разуму и подчиняющийся общим законам. Из этого арабские учёные сделали вывод о том, что научная деятельность решает в первую очередь философские задачи, открытие основных законов мироздания. Это позволило мусульманским учёным подняться до невиданных высот обобщения и разработать основы фундаментальных наук.
Мусульманская литература представлена как религиозными, так и светскими произведениями. Замечательными литературными памятниками являются Коран и Сунна, их язык настолько изящен и многозначен, стихи настолько глубоки по мысли, что все попытки перевода их на другие языки портят оргинальный текст до неузнаваемости. Вообще, умение облечь свои мысли в стихотворную форму считается у мусульман признаком образованности. Ислам оказал влияние на цикл арабских сказок “ Тысяча и одна ночь”, арабскую и турецкую любовную лирику, творчество Фирдоуси, Низами, Омара Хайяма.
Уникальна мусульманская архитектура. Акустика мечетей настолько совершенна, что в их огромных помещениях можно расслышать даже малейший шёпот. Готическая архитектура и архитектура Возрождения многое взяли из принципов строительства мечетей и храмов, а мавританский стиль – прямое порождение мусульманской архитектуры.
Изобразительное искусство у мусульман развито слабее. Дело в том, что Коран запрещает изображать людей и животных, поскольку считается, что им можно нанести вред, пожелав зла изображению. Однако прекрасен и совершенен растительный и геометрический орнамент и чрезвычайно живописна арабская вязь, буквы которой составляют, как правило, какое-либо изречение.

[www.nntu.sci-nnov.ru]



savour@list.ru
Сайт создан в системе uCoz