ИСЛАМСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Теракты в Америке заставили весь мир не только вздрогнуть, но и задуматься: отчего религиозный экстремизм - в данном случае исламский - объявил войну всему цивилизованному миру? Каких еще сюрпризов ждать нам от крупнейшей мировой религии? Куда она зовет своих адептов - в дремучее средневековье или в просвещенное будущее? Чего ждать России от исламизации ряда ее регионов, в частности северокавказского "подбрюшья"? Об этом рассуждает Игорь Добаев - заместитель директора Центра системных региональных исследований и прогнозирования при Ростовском государственном университете, один из немногих наших ученых, взявшихся за исследование проблем исламского радикализма. Сказать, что в Коране заложены злобные идеи, может только профан или тенденциозный его критик. Пророк Мохаммед призывал как раз к обратному - веротерпимости, к тому, чтобы веру не навязывали силой. Если взять статистику за последние годы, то лишь 15 процентов террористических актов имеют окраску, которую можно условно назвать мусульманской. Все остальное на совести сект и течений других религий, в том числе синтетических. Вспомните ту же японскую "Аум Синрикё".

Общеизвестно, что в раннем средневековье культура мусульманского мира была намного выше, чем в странах западного типа. Крестоносцы сильно удивились, увидев, что на Востоке люди так хорошо живут. Они привезли оттуда невиданные до той поры пряности, хорошие ткани, различные знания - основы той же алгебры! То был настоящий расцвет, золотой век ислама. И сейчас радикалы от этой религии тоскуют по той поре, считая, что Восток деградировал по вине Запада, из-за его многочисленных крестовых походов, колонизации. Вспомните, что еще сравнительно недавно почти весь мусульманский мир был огромной колонией.

В исламе, равно как и в остальных мировых религиях, существуют такие течения, как традиционализм и реформизм. Реформаторы стремятся модернизировать ислам, приспособить его к меняющемуся миру, к последним достижениям науки. Если говорить об исламском фундаментализме, то большая его часть вполне миролюбиво уживается с традиционным исламом. Однако есть в нем, к сожалению, и ультрарадикалы, фанатики, террористы.

Одни толкователи утверждают, что в самом исламе заложена основа для совершения подобных деяний. Другие - что терроризм никакого отношения к исламу не имеет, им лишь прикрывают свои гнусные дела. В Чечне основная часть воюющих под зелеными знаменами - чистый криминал. Ислам для них лишь прикрытие. Это не фундаменталисты, а национал-сепаратисты. От ислама они берут лишь то, что им нужно: лозунги, риторику, механизмы, с помощью которых можно отмобилизовать огромные массы людей на "борьбу с неверными". Причем, вопреки нормам Корана, они слишком расширяют понятие "неверные", причисляя к ним даже менее радикальных, чем они сами, мусульман, которые для них - "предатели", достойные даже более суровой кары, чем иноверцы. Развал СССР, коренное изменение государственного строя, низвержение господствующей идеологии - все это привело к настоящей катастрофе в Чечне. Политики так называемой "демократической волны" не препятствовали разрушению духовных управлений мусульман (ДУМ), которые по их мнению, сотрудничая при советской власти с государством, якобы скомпрометировали себя. ДУМы, к слову сказать, начал возрождать Сталин в годы войны. Исламские авторитеты тогда призвали верующих на войну с фашистами, объявили джихад против Гитлера

В итоге традиционный ислам на Северном Кавказе в последние годы не смог противостоять напору радикалов, взявшихся "возрождать" ислам. Речь идет прежде всего об Исламской партии возрождения (ИПВ), возглавлявшейся дагестанцем Ахтаевым и впоследствии распавшейся на ряд движений. Ваххабизм проник на Кавказ именно через ИПВ и ее сторонников, участвовавших в создании почти всех остальных неформальных исламских структур. А потом в Россию потоком хлынули исламские эмиссары из-за рубежа, чтобы создавать различные центры. Они работали легально, предоставляя деньги на строительство мечетей, медресе, посылая молодежь на учебу за рубеж, где она попадала в объятия исламских радикалов.

Известно, к чему это все привело. На земле Дагестана появились ваххабитские анклавы, по сути дела - зародыши совершенно чуждой для большинства мусульман государственности, распространяющей свое влияние террористическими методами. Этот процесс, к счастью, удалось остановить. В том числе силами самих дагестанцев, которым ваххабизм пришелся не по душе.

Государству давно пора сделать ставку на структуры традиционного ислама, поддержать их. Тем более что традиционный ислам у нас преобладает. Многие выступают за то, чтобы принять закон против ваххабизма и даже в более широком плане - против радикальных религиозных течений и сект в целом. В Дагестане такой закон уже есть, но общероссийского - нет.

Нужно оградить страну от религиозных эмиссаров, запретить печатание в наших типографиях подрывной литературы. Я был поражен, узнав, что в России открыто распространяется "Книга единобожия" ат-Тамими. Мало кто знает, что это псевдоним самого аль-Ваххаба - основателя ваххабизма. Эта книга - настоящий справочник экстремиста, в ней оправдываются убийства, грабежи, насилие.

Сейчас все чаще говорят о грядущей мусульманизации России. Однако дело не в религии. Скорее, это демографические процессы: ежегодно население страны сокращается на 700 тысяч человек, мусульманская же его часть прирастает на 300 тысяч. Официально мусульман в стране уже 20 процентов, возможно, и больше. Но я не вижу в этом беды. Главное - не допустить радикализации ислама. И здесь все в руках государства и самих мусульман.

Геннадий Белоцерковский



savour@list.ru
Сайт создан в системе uCoz